Тель-Авив и Москва: архитектурное родство

22 августа я побывала на лекции в синагоге. Израильский географ, экскурсовод и краевед Михаил Духовный рассказывал об авангардной архитектуре Тель-Авива. Я записала конспект и публикую его здесь. Это рассказ об авангарде в целом, о том, как он появился в Израиле, и том, как это выглядит сейчас.

1909 год — год основания Тель-Авива. Это основатели города, которые делят между 66 семьями 12 акров купленной земли

В начале 20 века Тель-Авив стал экспериментальной площадкой. Предыдущие 400 лет здесь был запущенный кусок пустыни, принадлежащий Османской империи. Евреи выкупили эти земли и в 1909 году начали строить город. Главная задача — построить сразу много домов, сделать это недорого. Использовали современные материалы, поэтому так и получилось, что здания начала 1920-х гг. Тель-Авива — каркас + железобетонные колонны. Это авангардная архитектура и прорыв, самое современное, что только могло быть в то время.

Направление — авангард, современное движение, модернизм, всё вместе. Появляется функционализм: во всех зданиях есть польза, здесь не надо искать красоту и эстетику, функция определяет форму. Два главных направления: конструктивизм и интернациональный стиль.

Музей Баухаус в Тель-Авиве, Википедия

Архитектура Тель-Авива — архитектура интернационального стиля. Строго говоря, термина «архитектура Баухаус» нет, но фраза стала общепринятой.

Авангард — 4 направления:

  • пуризм — Ле Корбюзье, чистота, запрет на декорацию;
  • кубизм — Пикассо, простые геометрические формы;
  • футуризм — итальянский, изображение движения;
  • супрематизм — Малевич, Эль Лисицкий.

Авангард зарождается в СССР и Германии. Школа ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (Мясницкая, 21б, 1920—1930) и школа Баухаус (1919—1933, Веймар, Дессау, Берлин).

Здание ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские) в Москве, фото с сайта ВШЭ
Здание школы Баухаус в Дессау, Википедия

В школах ВХУТЕМАС и Баухаус не только занимались архитектурой, а скорее создавали новую систему обучения, которая включала в себя кучу всего по разным направлениям искусства.

Баухаус прежде всего — это не архитектура, а дизайн: интерьер, предметы кухни, мебель, икея и айфон.

На уроке в школе Баухаус изучали предметы: приносили из дома и просто смотрели, что и как это может работать.

Кресло «Wassily» Марселя Бройера

Марсель Ларош Бройер изучал велосипед и придумал из складных трубок сделать кресло (1925), назвал его «Василий» в честь Кандинского. Такие кресла производятся до сих пор и стоят диких денег.

Дом Наркомфина на Новинском бульваре в Москве. Архитекторы Гинзбург М. Я., Милинис И. Ф. Фото 1930 года.
Фото из архивов Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева

Моисей Гинзбург — один из отцов конструктивизма, он строил удивительные дома, похожие на тель-авивские. Дом Наркомфина — это икона конструктивизма, построенная по всем основным принципам архитектуры того времени: столбы-опоры, ленточное остекление, плоская крыша, эксплуатируемая кровля, на которой построили первый в Советском союзе пентхаус.

Коридор дома Наркомфина с колоннами-пилонами. Фото 1930 года.
Фото из архивов Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева

Авангардная архитектура в Москве и Тель-Авиве — ужасно прогрессивная для того времени: Россия ходила в лаптях, Израиль ещё не слез с верблюдов, а тут строят такую прогрессивную архитектуру. Это был прорыв.

Клуб союза коммунальников имени С. М. Зуева. Архитектор Голосов И. А. Фото 1929 года.
Фото из архивов Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева
Здание Наркомлегпрома (Центросоюза) — министерства легкой промышленности. Архитекторы Ле Корбюзье, Колли Н. Я., ул. Мясницкая, Москва. Фото 1933 года.
Фото из архивов Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева

Ле Корбюзье сформулировал пять принципов модернистской архитектуры:


  1. столбы-опоры — пилоны,
  2. 
свободная планировка, 

  3. плоские крыши-террасы, 

  4. ленточные окна, 

  5. свободный фасад.

В 20-х годах в Европе модернизм сформировался как ответ на перемены в обществе. Всё было хорошо, пока не появился Гитлер. В 30-х годах, когда он пришёл к власти в Германии, появляется Пятая Алия — из Европы евреи начинают репатриироваться в Израиль: 180 тысяч репатриантов, 60 тысяч — из Германии. Они приносят помимо Баухауса новые течения: Хома уМигдаль (это стена-забор и башня, построенные за ночь, — по тогдашним законам то, что построено, нельзя разрушать). В этой стране появляется филармония, юристы, судьи, архитекторы, студенты Баухауса.

Архитектор Эрих Мендельсон — очень важный для Израиля. В Советском союзе он спроектировал силовую станцию фабрики «Красное знамя» в Петербурге.

Силовая станция фабрики «Красное знамя», построенная по проекту немецкого архитектора Эриха Мендельсона в Петербурге, 1926 год

В Израиле Мендельсон построил дом и библиотеку Шокена, больницу Хадасса на горе Скопус, Англо-Палестинский банк, ныне Банк леумми ле-Исраэль — в Иерусалиме. Также по проектам Мендельсона были построены две больницы в Хайфе, дом Хаима Вейцмана, первого президента государства Израиль, сельскохозяйственный факультет Еврейского Университета, лаборатория Вольфа, ныне в составе Научно-исследовательского института имени Вейцмана в Реховоте, торговая школа Титц в киббуце Ягур.

Дом на углу улиц Яркон и Ярден в Тель-Авиве. Автор: User:Sambach — собственная работа (Original text: Self made photo), CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2847495

У благополучной интеграции авангарда в Израиле 4 причины:

  • верховный комиссар Артур Уокоп, который не противился появлению нового стиля;
  • интеграция новых форм в местном климате — очень удобно вписалось всё в жару и пустыню, только ленточные окна превратились в утопленные с балкончиками;
  • обилие песка и гравия — с кирпичами было бы сложнее, а тут только бетон и опалубка, несложно и недорого;
  • традиция архитектуры «без корней», но в то же время есть связь с Европой — это приятно.
Дом Энгеля (Тель-Авив, бульвар Ротшильд, 84, 1933) — первый модернистский дом на ножках в Тель-Авиве. Автор: יצחק קלטר (Transferred by Matanya/Original uploaded by Archiuser) — יצחק קלטר, סריקה מתוך הספר «בתים מן החול»., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14583573

В соответствии с авангардными принципами шотландский урбанист Патрик Геддес создаёт в 1925 году первый генплан Тель-Авива. Геддес предложил застройку, которая со временем почти так и воплотилась. В плане он учёл идею города-сада: 60 парков в плане, 30 построили фактически. Бульвары Ротшильд, Чен, Бен Гурион образуют бульварное полукольцо.

Обложка плана. Автор: Патрик Геддес (1854—1932). Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18858642

В плане есть иерархия улиц: главные — север-юг, запад-восток — прорезают город. Улицы поменьше и ещё меньше — делят его на районы, кварталы. Маленькие проулки — внутри жилых кварталов, ими пользуются только жители этого квартала.

Геддес учёл принцип общественной справедливости — морской бриз должен доходить до каждого балкона (к сожалению, современная приморская застройка нарушает его). В плане Геддеса есть и культурный «акрополь» Тель-Авива. Его образует район театра Камери, площадь Дизенгоф. А ещё важно сделать расстояние между домами — строить не впритык, чтобы жителям было комфортнее.

Главный инженер Тель-Авива Яков Бен-Сира (Шифман) занимал должность в течение 21 года. Его называют «неформальным отцом» «Белого города» — он был фанатом авангарда, поэтому не давал разрешения на строительство зданий в других стилях.

Автор: User:Sambach — собственная работа (Original text: Self made photo), CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2935638

В 80-е годы до израильских властей наконец начало доходить, что это уникальные здания. В 2003 году ЮНЕСКО объявило «Белый город» памятником культурного наследия, уникальной архитектурой в мировом значении. Весь город построен в соответствии с этой идеей.

Тель-авивский модернизм соответствует тем же принципам Ле Корбюзье: нагрузка приходится на несущие столбы-пилоны, на плоских крышах-террасах удобно сушить бельё. Ленточное остекление видоизменяется, превращается в полукруглые балконы, которые отбрасывают тень, и в комнатах становится не так жарко. На балконах приятнее проводить время: они продуваются, и днём здесь свежее, чем в комнатах.

Многие конструктивистские дома — не в лучшем состоянии, потому что они были построены на скорую руку, не из самых качественных материалов, а потом ими долго не занимались.

Дом на Нахалат Биньямин в Тель-Авиве. Автор: Юкатан — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18121963

Чтобы реанимировать убитые конструктивистские дома, мэрия Тель-Авива разрешает «добавку»: когда ты рядом или сверху достраиваешь новое, продаёшь и за счёт выгоды окупаешь затраты на ремонт старого дома.

Трёхэтажный дом на бульваре Ротшильд и «добавка» рядом с ним. Чтобы конструктивистский дом просматривался с бульвара, новое здание частично поставили на колонны
Автор: Юкатан — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18121964

До сих пор в Тель-Авиве сохранилось свыше 4000 зданий в конструктивистском стиле. Это «Белый город», который сейчас — под охраной ЮНЕСКО.


Подписывайтесь в Телеграме на канал «Биодинамическая редакция», чтобы не пропустить статьи о недвижке и её редактуре.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное