Тель-Авив и Москва: архитектурное родство
22 августа я побывала на лекции в синагоге. Израильский географ, экскурсовод и краевед Михаил Духовный рассказывал об авангардной архитектуре Тель-Авива. Я записала конспект и публикую его здесь. Это рассказ об авангарде в целом, о том, как он появился в Израиле, и том, как это выглядит сейчас.
В начале 20 века Тель-Авив стал экспериментальной площадкой. Предыдущие 400 лет здесь был запущенный кусок пустыни, принадлежащий Османской империи. Евреи выкупили эти земли и в 1909 году начали строить город. Главная задача — построить сразу много домов, сделать это недорого. Использовали современные материалы, поэтому так и получилось, что здания начала 1920-х гг. Тель-Авива — каркас + железобетонные колонны. Это авангардная архитектура и прорыв, самое современное, что только могло быть в то время.
Направление — авангард, современное движение, модернизм, всё вместе. Появляется функционализм: во всех зданиях есть польза, здесь не надо искать красоту и эстетику, функция определяет форму. Два главных направления: конструктивизм и интернациональный стиль.
Архитектура Тель-Авива — архитектура интернационального стиля. Строго говоря, термина «архитектура Баухаус» нет, но фраза стала общепринятой.
Авангард — 4 направления:
- пуризм — Ле Корбюзье, чистота, запрет на декорацию;
- кубизм — Пикассо, простые геометрические формы;
- футуризм — итальянский, изображение движения;
- супрематизм — Малевич, Эль Лисицкий.
Авангард зарождается в СССР и Германии. Школа ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (Мясницкая, 21б, 1920—1930) и школа Баухаус (1919—1933, Веймар, Дессау, Берлин).
В школах ВХУТЕМАС и Баухаус не только занимались архитектурой, а скорее создавали новую систему обучения, которая включала в себя кучу всего по разным направлениям искусства.
Баухаус прежде всего — это не архитектура, а дизайн: интерьер, предметы кухни, мебель, икея и айфон.
На уроке в школе Баухаус изучали предметы: приносили из дома и просто смотрели, что и как это может работать.
Марсель Ларош Бройер изучал велосипед и придумал из складных трубок сделать кресло (1925), назвал его «Василий» в честь Кандинского. Такие кресла производятся до сих пор и стоят диких денег.
Моисей Гинзбург — один из отцов конструктивизма, он строил удивительные дома, похожие на тель-авивские. Дом Наркомфина — это икона конструктивизма, построенная по всем основным принципам архитектуры того времени: столбы-опоры, ленточное остекление, плоская крыша, эксплуатируемая кровля, на которой построили первый в Советском союзе пентхаус.
Авангардная архитектура в Москве и Тель-Авиве — ужасно прогрессивная для того времени: Россия ходила в лаптях, Израиль ещё не слез с верблюдов, а тут строят такую прогрессивную архитектуру. Это был прорыв.
Ле Корбюзье сформулировал пять принципов модернистской архитектуры:
- столбы-опоры — пилоны,
- свободная планировка,
- плоские крыши-террасы,
- ленточные окна,
- свободный фасад.
В 20-х годах в Европе модернизм сформировался как ответ на перемены в обществе. Всё было хорошо, пока не появился Гитлер. В 30-х годах, когда он пришёл к власти в Германии, появляется Пятая Алия — из Европы евреи начинают репатриироваться в Израиль: 180 тысяч репатриантов, 60 тысяч — из Германии. Они приносят помимо Баухауса новые течения: Хома уМигдаль (это стена-забор и башня, построенные за ночь, — по тогдашним законам то, что построено, нельзя разрушать). В этой стране появляется филармония, юристы, судьи, архитекторы, студенты Баухауса.
Архитектор Эрих Мендельсон — очень важный для Израиля. В Советском союзе он спроектировал силовую станцию фабрики «Красное знамя» в Петербурге.
В Израиле Мендельсон построил дом и библиотеку Шокена, больницу Хадасса на горе Скопус, Англо-Палестинский банк, ныне Банк леумми ле-Исраэль — в Иерусалиме. Также по проектам Мендельсона были построены две больницы в Хайфе, дом Хаима Вейцмана, первого президента государства Израиль, сельскохозяйственный факультет Еврейского Университета, лаборатория Вольфа, ныне в составе Научно-исследовательского института имени Вейцмана в Реховоте, торговая школа Титц в киббуце Ягур.
У благополучной интеграции авангарда в Израиле 4 причины:
- верховный комиссар Артур Уокоп, который не противился появлению нового стиля;
- интеграция новых форм в местном климате — очень удобно вписалось всё в жару и пустыню, только ленточные окна превратились в утопленные с балкончиками;
- обилие песка и гравия — с кирпичами было бы сложнее, а тут только бетон и опалубка, несложно и недорого;
- традиция архитектуры «без корней», но в то же время есть связь с Европой — это приятно.
В соответствии с авангардными принципами шотландский урбанист Патрик Геддес создаёт в 1925 году первый генплан Тель-Авива. Геддес предложил застройку, которая со временем почти так и воплотилась. В плане он учёл идею города-сада: 60 парков в плане, 30 построили фактически. Бульвары Ротшильд, Чен, Бен Гурион образуют бульварное полукольцо.
В плане есть иерархия улиц: главные — север-юг, запад-восток — прорезают город. Улицы поменьше и ещё меньше — делят его на районы, кварталы. Маленькие проулки — внутри жилых кварталов, ими пользуются только жители этого квартала.
Геддес учёл принцип общественной справедливости — морской бриз должен доходить до каждого балкона (к сожалению, современная приморская застройка нарушает его). В плане Геддеса есть и культурный «акрополь» Тель-Авива. Его образует район театра Камери, площадь Дизенгоф. А ещё важно сделать расстояние между домами — строить не впритык, чтобы жителям было комфортнее.
Главный инженер Тель-Авива Яков Бен-Сира (Шифман) занимал должность в течение 21 года. Его называют «неформальным отцом» «Белого города» — он был фанатом авангарда, поэтому не давал разрешения на строительство зданий в других стилях.
В 80-е годы до израильских властей наконец начало доходить, что это уникальные здания. В 2003 году ЮНЕСКО объявило «Белый город» памятником культурного наследия, уникальной архитектурой в мировом значении. Весь город построен в соответствии с этой идеей.
Тель-авивский модернизм соответствует тем же принципам Ле Корбюзье: нагрузка приходится на несущие столбы-пилоны, на плоских крышах-террасах удобно сушить бельё. Ленточное остекление видоизменяется, превращается в полукруглые балконы, которые отбрасывают тень, и в комнатах становится не так жарко. На балконах приятнее проводить время: они продуваются, и днём здесь свежее, чем в комнатах.
Многие конструктивистские дома — не в лучшем состоянии, потому что они были построены на скорую руку, не из самых качественных материалов, а потом ими долго не занимались.
Чтобы реанимировать убитые конструктивистские дома, мэрия Тель-Авива разрешает «добавку»: когда ты рядом или сверху достраиваешь новое, продаёшь и за счёт выгоды окупаешь затраты на ремонт старого дома.
До сих пор в Тель-Авиве сохранилось свыше 4000 зданий в конструктивистском стиле. Это «Белый город», который сейчас — под охраной ЮНЕСКО.
Подписывайтесь в Телеграме на канал «Биодинамическая редакция», чтобы не пропустить статьи о недвижке и её редактуре.