Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова. Часть 1: уникаты

Даша Парамонова, архитектор и преподаватель «Стрелки», рассказывает о первых 20 годах постсоветской архитектуры, изучает явления того времени. «Моя за­да­ча — уви­деть насле­дие по­след­них двух де­ся­ти­ле­тий как бы из бу­ду­ще­го, най­ти то, что бу­дет цен­ным че­рез мно­го лет, и опи­сать то, что неми­ну­е­мо ис­чез­нет».

Здесь и дальше — цитаты и иллюстрации из книги: Даша Парамонова. «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова»

Даша делит архитектурные явления лужковской Москвы на 6 групп: уникаты, вернакуляры, фениксы, массивы, идентификаторы и грибы. Сегодняшний пост — о уникатах.

«Уни­ка­ты — это объ­ек­ты, спро­ек­ти­ро­ван­ные, что­бы быть уни­каль­ны­ми. Они не ре­ша­ют гра­до­стро­и­тель­ных и со­ци­аль­ных за­дач и вза­и­мо­дей­ству­ют с го­ро­дом че­рез вос­тор­жен­ную или нега­тив­ную ре­ак­цию зри­те­ля. Их нель­зя оце­ни­вать как обыч­ную ар­хи­тек­ту­ру — с точ­ки зре­ния про­пор­ций эле­мен­тов, тек­то­ни­ки, об­щей гар­мо­нии. За­да­ча уни­ка­тов — не со­зда­ние гар­мо­нич­ных ком­по­зи­ций, а про­воз­гла­ше­ние прин­ци­пов ин­ди­ви­ду­а­ли­сти­че­ско­го об­ще­ства. Они при­зва­ны как мож­но гром­че за­явить о сво­ем ав­то­ре и/и­ли за­каз­чи­ке.»

Точечная застройка — это всё те же уникаты. Из-за них Москва становится хаотичной, некомфортной. В городе не стало решений, ориентированных на самих горожан — главным было стремление показать свою индивидуальность, а не построить что-то полезное. В итоге стремление к поверхностному украшательству приводит к «се­зон­ному перекраши­ва­нию бор­дю­ров во дво­рах и при­чуд­ли­вой под­свет­ке фа­са­дов».

«За­им­ство­ван­ный об­раз зда­ния „свер­шив­ше­го­ся зав­тра“ по­ло­жил на­ча­ло се­рии уни­ка­тов, изоб­ра­жа­ю­щих со­вре­мен­ную ар­хи­тек­ту­ру. „Изоб­ра­жа­ю­щих“ — по­то­му что за ви­зу­аль­ны­ми сим­во­ла­ми, ко­то­рые со­зда­ют об­раз ар­хи­тек­ту­ры, по­рож­ден­ной раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий, в дей­стви­тель­но­сти скры­ва­ют­ся идеи ше­сти­де­ся­ти­лет­ней дав­но­сти. Уни­ка­ты „со­вре­мен­но­го“ на­прав­ле­ния ими­ти­ру­ют стиль хай-тек, но иг­но­ри­ру­ют глав­ные прин­ци­пы под­лин­но­го за­пад­но­го хай-тек — ис­поль­зо­ва­ние вы­со­ких тех­но­ло­гий в про­ек­ти­ро­ва­нии, кон­струк­ци­ях и ин­же­нер­ных си­сте­мах.»

Первый этап развития уникатов: середина 1990-х, «можно всё»

«Пер­вый пик раз­ви­тия уни­ка­тов при­хо­дит­ся на се­ре­ди­ну 90-х. Об­ще­ство ис­сле­ду­ет гра­ни­цы доз­во­лен­но­го. Бес­пре­дел, от­сут­ствие пра­вил. Глав­ные ге­рои — бо­ге­ма, бан­ди­ты, биз­не­сме­ны. Пер­вые жерт­вы пси­хо­де­ли­че­ских средств, за­каз­ных убийств, фи­нан­со­вых пи­ра­мид. Алек­сандр Сол­же­ни­цын воз­вра­ща­ет­ся в Рос­сию, рос­сий­ские вой­ска всту­па­ют на тер­ри­то­рию Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки, круп­ней­шая фи­нан­со­вая пи­ра­ми­да „МММ“ на­чи­на­ет про­да­вать ак­ции на­ро­ду, го­лый ху­дож­ник Олег Ку­лик ка­раб­ка­ет­ся на „ше­стер­ку“. В ар­хи­тек­ту­ре по­яв­ля­ет­ся все боль­ше раз­лич­ных на­прав­ле­ний и ти­по­ло­гий.»

Триумфом уникатов Даша называет Москву-Сити: «он не при­го­ден для ис­поль­зо­ва­ния, это все­го лишь гран­ди­оз­ная де­ко­ра­ция несо­сто­яв­ше­го­ся спек­так­ля». Сити не заполнен и наполовину, но уже столкнулся с проблемами. Дорога в два ряда, узенькие тротуарчики, минимум мест в подземных гаражах — это вся его инфраструктура. Общественное пространство в Сити — это торговый центр и транзитные зоны между зданиями, чего недостаточно, чтобы объект стал годным для горожан.

Второй этап развития уникатов: разделение на три направления

Уникаты развиваются. Одно из направлений — «нео» — имитирует исторические стили, уже существующие в городе. Пример такого направления — бизнес-центр «Галс Тауэр» на 1-й Тверской-Ямской.

Бизнес-центр «Галс Тауэр». Фото: fortexgroup.ru

Он пытается выглядеть, как дом, построенный здесь во время расцвета сталинского ампира. Но внутри — современный офис с оупенспейсами. В этом вся суть уникатов — казаться, а не быть.

Второе направление уникатов — «метаболическое». Вообще сам метаболизм в архитектуре появился в 1950-х годах в Японии. Его идея была в том, чтобы про­дле­вать жизнь по­строй­кам мо­дер­низ­ма, де­лать их спо­соб­ны­ми под­стра­и­вать­ся под ме­ня­ю­щи­е­ся внеш­ние об­сто­я­тель­ства. «Ме­та­бо­ли­сты» ис­поль­зо­ва­ли кар­кас и ячей­ки зда­ний для то­го, что­бы иметь воз­мож­ность ме­нять их струк­ту­ру и га­ба­ри­ты.

Но в луж­ков­ском «ме­та­бо­лиз­ме» со­вре­мен­ные фор­мы «бук­валь­но при­стра­и­ва­ют­ся, над­стра­и­ва­ют­ся, на­пол­за­ют на ис­то­ри­че­ские зда­ния, уве­ли­чи­вая пло­щадь объ­ек­та».

Здание союза архитекторов. Фото: Андрей Асадов, archi.ru

Идея японцев транформировалась, чтобы соответствовать глав­ному требованию Москвы 90-х — «быть фи­нан­со­во оправ­дан­ным и, сле­до­ва­тель­но, по­лу­чить пра­во на вто­рую жизнь в но­вом об­ще­стве».

Третье направление уникатов — «игровое». «При та­ком под­хо­де ар­хи­тек­то­ры мо­гут поз­во­лить се­бе за­пре­щен­ные хо­ды, ведь все тут как бы не все­рьез. Иг­рать — зна­чит быть лег­ким, иро­нич­ным, сме­лым. К то­му же пра­ви­ла иг­ры со­зда­ют са­ми участ­ни­ки, а это обя­за­тель­ное усло­вие 1990-х. Игровые уникаты демонстрируют все­мо­гу­ще­ство ар­хи­тек­то­ра, без­гра­нич­ность воз­мож­но­стей, при­о­ри­тет лич­но­го, три­умф ин­ди­ви­ду­аль­но­го».

Самый характерный пример «игрового» направления — дом-яйцо на улице Машкова.

«Дом-яй­цо — это ги­пе­ри­ро­ния, ре­ак­ция на бес­край­ние воз­мож­но­сти луж­ков­ской Моск­вы и пол­ное от­сут­ствие эс­те­ти­че­ских кри­те­ри­ев. Это па­мят­ник бес­пре­де­лу 1990-х».

Третий этап развития уникатов: кризис 1998 и нулевые

После кризиса 1998 года уникаты видоизменяются. «Неогра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти об­ре­ли гра­ни­цы. По­яви­лась са­мо­дис­ци­пли­на, преж­де все­го — в эко­но­ми­че­ской об­ла­сти. Ока­за­лось, что день­ги мож­но тра­тить ина­че. От­ныне рас­хо­ды долж­ны де­мон­стри­ро­вать не рас­то­чи­тель­ность, но рас­су­ди­тель­ность и опыт­ность. На сме­ну яр­ким биз­не­сме­нам-ка­ми­кад­зе при­хо­дят бан­ки­ры».

Главным игроком, определяющим вид здания, становится не архитектор, а девелопер. Эстетика капитализируется и приносит прибыль. К проектам привлекают архитекторов-звёзд мирового уровня: Заху Хадид, Рема Кол­хаса, Эт­то­ре Сотт­сасса, Фр­энка Уи­льямса, Джо­ван­ни Бар­то­ли, Мас­си­ми­ли­а­но Фук­саса, Бер­нарда Чу­ми, Жан-Ми­шеля Виль­мотта.

«Уча­стие звёзд ми­ро­во­го мас­шта­ба име­ет несколь­ко смыслов. Во-пер­вых, это ими­та­ция про­фес­си­о­наль­ной раз­бор­чи­во­сти — „мы по­ни­ма­ем, что та­кое хо­ро­шо“. Во-вто­рых, это по­пыт­ка встро­ить­ся в ми­ро­вой ар­хи­тек­тур­ный кон­текст — зна­ко­вое стро­и­тель­ство в цен­тре ак­тив­но про­ис­хо­дит в та­ких го­ро­дах, как Лон­дон. В-тре­тьих, это по­пыт­ка впи­сать се­бя в ми­ро­вую ис­то­рию — пи­ра­ми­ды, Ко­ли­зей, Нотр-Дам, Гуг­ген­хайм, На­га­тин­ская пой­ма… Для Рос­сии ру­бе­жа ве­ков нуж­ны уни­ка­ты ми­ро­во­го зна­че­ния. Ес­ли в 1990-е уни­ка­ты обо­зна­ча­ли прин­ци­пы но­во­го об­ще­ства в про­стран­стве го­ро­да, то в 2000-е они долж­ны обо­зна­чать ме­сто Моск­вы (Рос­сии) в про­стран­стве все­го ми­ра».

В кон­це нулевых сим­во­лом со­вре­мен­ной ар­хи­тек­ту­ры долж­на бы­ла стать баш­ня «Рос­сия» по про­ек­ту Нор­ма­на Фо­сте­ра. Кап­су­лу с пер­га­мен­том Луж­ков за­ло­жил 18 сен­тяб­ря 2007 го­да.

Башня «Россия». Иллюстрация: Фостер и партнёры

Наступил 2008-й — и снова кризис, уже мировой. Финансирование урезали, а потом и вовсе приостановили. Вместо 600-метровой башни решили делать 200-метровую. Выкопали котлован. Деньги закончились, новые не появились. В итоге вместо башни в вырытом котловане построили подземную парковку. «Ба­наль­но, но факт: „сим­вол Рос­сии“ за­ко­пан на несколь­ко эта­жей в зем­лю.»

«Но то об­сто­я­тель­ство, что ам­би­ци­оз­ный про­ект не со­сто­ял­ся из-за ми­ро­во­го фи­нан­со­во­го кри­зи­са, мож­но трак­то­вать и в том ду­хе, что Рос­сия все-та­ки встро­и­лась в ми­ро­вой кон­текст». Архитектурные потрясения закончились.

Продолжение: Часть 2. Вернакуляры

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное