Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова. Часть 2: вернакуляры

Продолжение рассказа о книге, посвящённой первым 20 годам постсоветской архитектуры. Её автор, Даша Парамонова — архитектор и преподаватель «Стрелки», изучает архитектурные явления того времени:

«Моя за­да­ча — уви­деть насле­дие по­след­них двух де­ся­ти­ле­тий как бы из бу­ду­ще­го, най­ти то, что бу­дет цен­ным че­рез мно­го лет, и опи­сать то, что неми­ну­е­мо ис­чез­нет».

Здесь и дальше — цитаты и иллюстрации из книги: Даша Парамонова. «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова»

Даша делит архитектурные явления лужковской Москвы на 6 групп: уникаты, вернакуляры, фениксы, массивы, идентификаторы и грибы. Сегодняшний пост — о вернакулярах.

«Мос­ков­ские вер­на­ку­ля­ры — это со­ору­же­ния, ос­но­вы­ва­ю­щи­е­ся на прин­ци­пах ар­хи­тек­тур­но­го пост­мо­дер­низ­ма, но ин­тер­пре­ти­ро­ван­ные безы­мян­ны­ми ав­то­ра­ми как „мос­ков­ский стиль“ за счет са­мо­быт­но­го, фольк­лор­но­го, су­гу­бо ло­каль­но­го под­хо­да.»

Вернакуляры, как рассказывает Даша, — это здания, возведённые не ради тщеславия. Задача вернакуляров, в отличие от уникатов, была категорически утилитарна: каждый квадратный метр должен быть финансово полезен, он должен приносить прибыль. Для 90-х — вполне адекватный запрос.

«Уни­ка­ты ни­ко­гда не ре­ша­ли гра­до­стро­и­тель­ных за­дач, а со­ору­же­ния это­го ти­па ока­зы­ва­ют на го­род­ское про­стран­ство чрез­вы­чай­но ин­тен­сив­ное спе­ци­фи­че­ское воз­дей­ствие. В от­ли­чие от уни­ка­тов, вер­на­ку­ля­ры стре­мят­ся быть су­гу­бо функ­ци­о­наль­ны­ми, но осо­бым об­ра­зом. По­сколь­ку в пер­вое луж­ков­ское де­ся­ти­ле­тие глав­ной при стро­и­тель­стве яв­ля­ет­ся ком­мер­че­ская мо­ти­ва­ция, вер­на­ку­ля­ры ста­но­вят­ся во­пло­ще­ни­ем ком­мер­че­ско­го функ­ци­о­на­лиз­ма. Необ­хо­ди­мость под­зем­ной сто­ян­ки как эле­мен­та со­вре­мен­ной го­род­ской ин­фра­струк­ту­ры вле­чет за со­бой стро­и­тель­ство над ней тор­го­во­го цен­тра в ка­че­стве це­ле­со­об­раз­но­го и ло­гич­но­го про­дол­же­ния.»

«Эс­те­ти­ка в дан­ном слу­чае вто­ро­сте­пен­на, так как до­ро­го­виз­на ма­те­ри­а­лов, иг­ра­ю­щих важ­ную роль в со­зда­нии объ­ек­тов „в ис­то­ри­че­ских сти­лях“ (эле­мен­ты ор­де­ра убе­ди­тель­ны, ко­гда вы­пол­не­ны из кам­ня, а не из по­ли­уре­та­на), де­ла­ет их ис­поль­зо­ва­ние невы­год­ным.»

Вернакуляры в архитектуре появились ещё до Лужкова. Архитекторы конца 1980-х считали, что, поскольку в последние 30 лет в Союзе всё строили исключительно в советском модернистском стиле, это нанесло эстетический урон городу. В конце 80-х годов стройки начинают восстанавливать «историческую справедливость».

В начале 90-х к этой идее добавился «коммерческий функционализм». Яркий пример — отель «Балчуг» (1988—1991), который в реальности превратился «в „раз­дув­ший­ся“ до­ход­ный дом со став­шим впо­след­ствии эпо­халь­ным эле­мен­том вер­на­ку­ляр­ной ар­хи­тек­ту­ры Моск­вы — баш­ней на уг­лу зда­ния, ими­ти­ру­ю­щей диа­лог с Крем­лём».

Отель «Балчуг»

«Од­ним из пер­вых вер­на­ку­ля­ров, при­ме­ром бук­валь­но­го сов­ме­ще­ния сре­до­во­го под­хо­да и воз­рож­де­ния ис­то­ри­че­ской сре­ды с ком­мер­че­ски­ми за­да­ча­ми и мест­ным укла­дом, стал Центр опер­но­го пе­ния Га­ли­ны Виш­нев­ской, про­ек­ти­ро­ва­ние ко­то­ро­го на­ча­лось в 1994 го­ду. „Оде­тый“ в ор­дер­ную си­сте­му и дру­гие клас­си­че­ские де­та­ли ком­плекс ими­ти­ру­ет мос­ков­скую усадь­бу. Но „пре­да­тель­ские“ квар­тир­ные кор­пу­са и ман­сард­ные эта­жи — ис­точ­ни­ки обя­за­тель­ной при­бы­ли — пре­вра­ща­ют зда­ние в ка­ри­ка­ту­ру, по­месь усадь­бы с мно­го­этаж­ным об­ще­жи­ти­ем.»

«В это же вре­мя стро­ит­ся храм Хри­ста Спа­си­те­ля. <...> C вер­на­ку­ля­ра­ми его род­нит до­бав­ле­ние необ­хо­ди­мой функ­ци­о­наль­но­сти. <...> В вос­ста­нов­лен­ном хра­ме по­яв­ля­ет­ся сти­ло­бат с пар­ков­кой, мой­кой и дру­ги­ми необ­хо­ди­мы­ми сер­ви­са­ми.»

Автомойка и подземный паркинг в храме Христа Спасителя. Источник: форум «Общество тайных знаний»

В это же время начинается реконструкция квартала Остоженка. У архитекторов были развязаны руки — они могли творить, что угодно. Но в то же время требования к окупаемости, повышению доходности проектов приводит к тому, что квартал становится «Золотой милей» — самым дорогим районом Москвы. Сейчас стоимость квадратного метра здесь — больше полумиллиона рублей.

Вер­на­ку­ля­ры: Центр опер­но­го пе­ния Га­ли­ны Виш­нев­ской, Но­вин­ский пас­саж, офис­но-тор­го­вый ком­плекс «Бал­чуг пла­за», тор­го­вый ком­плекс «Ар­бат-центр», Отель «Ритц-Кар­лтон»

«Раз­ра­бот­чи­ки по­ла­га­ют, что при­вле­че­ние ин­ве­сти­ций — луч­ший сти­мул раз­ви­тия, но в от­сут­ствие за­ко­но­да­тель­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ин­ве­сти­ции в ком­мер­че­ские про­ек­ты одер­жи­ва­ют верх над ком­плекс­ны­ми про­ект­ны­ми ре­ше­ни­я­ми, учи­ты­ва­ю­щи­ми не толь­ко эко­но­ми­че­ские, но и со­ци­аль­ные, функ­ци­о­наль­ные, ин­фра­струк­тур­ные и дру­гие фак­то­ры. Та­ким об­ра­зом, ком­мер­че­ский функ­ци­о­на­лизм за­креп­ля­ет­ся как ос­нов­ная стра­те­гия раз­ви­тия го­ро­да.»

Продолжение следует.

См. также: Часть 1. Уникаты

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное