28 заметок с тегом

редактура

Запустили Elli Fiori

​​Зарелизили новый проект: сделали московский интернет-магазин цветов Elli Fiori и редизайн его логотипа. Это наш первый магазин в портфолио «Биодинамики», но, надеюсь, не последний :—)

Когда заказчик пришёл ко мне за сайтом, то одно из главных требований было такое: «Делай что угодно, только чтобы без квадратно-гнездовой вёрстки». А вообще ему надо было проверить гипотезу, как букеты будут продаваться через интернет вместо привычного инстаграма. Инста отнимает много сил и времени на общение с клиентом — а с сайтом можно сразу снять большинство вопросов. То есть всё, как мы любим: нужно сделать не очень дорого и красиво. Это же гипотеза, не надо проверять её за дикие миллионы, чтобы понять, если что-то не работает.

Чтобы получилось недорого, мы решили исключить разработку вовсе и собрать сайт на Тильде. Но, увы, стандартные блоки интернет-магазинов именно «квадратно-гнездовые». Чтобы избавиться от этого эффекта, мы использовали крупные фотки и чередование ритма. Да, это трудозатратнее, зато красивее.

Почти весь интерфейс сайта мы сделали премиальным элитным лакшери чёрно-белым, чтобы яркими цветными акцентами были сами букеты — всё внимание должно быть направлено на них, а не на элементы интерфейса.

Отдельный кайф — как скроллятся фотки на странице букетов, в то время как важная для клиента информация о цене и кнопка заказа залипают справа, всегда оставаясь под рукой.

Ещё мы постарались сделать корзину и оформление заказа простым и понятным. Заполняя поля, клиент последовательно отвечает на вопросы: «От кого» и «Кому», как доставить, куда и в какой день. А не вот эти вот кошмарные «Адрес нахождения получателя» или как там...

Заходите на Elli Fiori и смотрите, а лучше заказывайте. Если при заказе допишете в комментарии «Я от Троицкой» — будет в подарок какой-то сюрпризик.

Команда проекта
Дизайн, вёрстка: Анна Быковская
Текст и управление: Ника Троицкая

Почему я использую букву «ё»

В русском алфавите 33 буквы. Среди них — «ё». В принципе на этом пост можно было бы заканчивать. Нет никакой причины фиксировать в редполитике использование буквы «ё», иначе с тем же успехом нужно фиксировать использование о, а, и, й, ц, ш и щ. И оставшихся 24 букв.

Некоторые люди уверены, что букву «ё» можно заменить на «е». Это мне представляется очень странным. То, что она похожа на другую букву, не даёт нам повода заменять её на эту похожую букву, даже если смысл понятен из контекста.

  • Если зоменить букву «а» на «о», вос тоже, скорей всего, поймут. Более того, однозночно нойдутся те люди, которые скожут, что смысл вожнее формы. Кокоя розница, если звуки и начертония двух розных букв чем-то похожи? Ну подумоешь, было 33 буквы, стонет 31. Смысл же есть, и он вожнее.

В редполитике фиксируют то, что противоречит словарям, например. Поэтому если вдруг вы в своём медиа решите заменить «ё» на какую-нибудь другую букву, например, «е» или «о», то вот эту замену как раз правильно и важно записать в редполитике.

См. также:

  • Илья Бирман рассказывает, почему буква «ё» — это не «е» с точками, а отдельная буква: Точки над ё
  • Марат Таналин — примерно о том же: Имхö
  • И Ваня Усович:

Двойные согласные в заимствованных словах

Для русского языка при заимствовании достаточно характерно редуцировать вторую согласную, где она не произносится:

  • blogger — блогер,
  • dessert — десерт,
  • office — офис,
  • offshore — офшор,
  • vernissage — вернисаж.

С другой стороны, есть и другие заимствованные слова, где согласная остаётся удвоенной:

  • attraction — аттракцион,
  • alley — аллея,
  • corrida — коррида,
  • novella — новелла,
  • terrace — терраса,
  • twitter — твиттер.

В полном академическом справочнике под редакцией Лопатина, как и у Розенталя, впрочем, рекомендуется обращаться к словарям, чтобы проверить написание слова, и нет чёткого правила, как поступать при заимствовании новых слов.

В новых заимствованиях я бы скорее отсекала дублирующуюся согласную бритвой Оккама: лишнее ни к чему. Поэтому мне нравится в личных сообщениях писать твитер, а не твиттер, хотя у бренда в русской локализации стоит двойная «т».

Атрибутивное моделирование для самых маленьких

Мы не знаем, как именно пользователь принимает решение позвонить застройщику. Существуют специальные модели, которые помогают отнести звонок к конкретной сессии — визиту с какого-нибудь рекламного или нерекламного канала. В статье разберёмся, что это и как работает.

Нам понадобится система колтрекинга, система аналитики и математика на уровне пятого класса. В статье я использовала типичный пример с органическим звонком, Колтач и Яндекс Метрику.

Находим органический звонок в Колтаче:

Найдём этот же звонок в Метрике по ClientID Яндекс.Метрики. У пользователя было 6 сессий:

Первая сессия — с РСЯ по конкурентам:

Вторая, третья и четвёртая сессии — с бренда Директа на поиске:

Пятая сессия — Директ на поиске:

Последняя сессия — органика:

Соберём табличку со всеми сессиями этого звонка:

Модель атрибуции — это принцип, по которому мы решаем, к какой сессии — каналу — отнести звонок. Используют чаще всего одну из четырёх моделей атрибуции:

  • first click — когда звонок относят к источнику первой сессии (это как телегония),
  • last click, как в Метрике по умолчанию, — когда звонок относят к последней сессии, даже с бесплатным источником,
  • last paid — когда звонок относят к последнему платному источнику,
  • linear paid, когда мы делим звонок на равные части между платными каналами.

При разных моделях атрибуции каналы получат разное количество лидов:

В linear paid — пять платных сессий, поэтому один звонок делим на пять сессий: ⅕ + ⅗ + ⅕.

В автоотчёте мы используем linear paid модель, которая старается более-менее учесть вклад всех каналов в привлечение звонка.

См. также:

Как собрать полтора десятка названий банков так, чтобы было удобно их читать

Застройщики для своих клиентов публикуют перечень банков, которые дают ипотеку на их квартиры или апартаменты. Часто этот список фигурирует в пресс-релизах и анонсах. Выглядит обычно внушительно и солидно, но прочитать его человеку, который хочет взять жильё в ипотеку, очень сложно:

Пресс-релиз на портале «ГдеЭтотДом.ру»

Чтобы читателю было удобнее изучить список банков, я предлагаю его давать в колонку, где первые три банка — самые известные на рынке ипотеки: Сбер, ВТБ, Газпромбанк. Остальные банки предлагаю располагать по алфавиту, чтобы читатель мог легко найти в списке банк, который его интересует:

Список банков на сайте квартала ONLY

От первого лица

Когда я пишу новости для сайта застройщика, то всегда веду рассказ от первого лица: «мы строим», «открываем продажи квартир», «запускаем акцию», «заливаем котлован». Лучше так, чем если писать о застройщике в третьем лице: «Застройщик „Моссобянспецстрой“ начинает застройку на территории бывшего ипподрома». Текст на сайте застройщика, а не в СМИ или на площадке-агрегаторе, — это и так его личное пространство, где он общается с клиентами и партнёрами. Странно, когда вы у себя дома о себе рассказываете в третьем лице — это какая-то шизофрения получается.

Своя площадка — первое лицо: «мы делаем».
Чужая площадка — третье лицо: «застройщик такой-то делает».

1 км водоотводных лотков: что делать с абстрактными числами

В предыдущем посте я переписала пример про водоотводные лотки. В новости был такой текст: «На набережной проложат почти 3 тыс. кв. м велодорожек, более 1 тыс. м водоотводных лотков». Сегодня я расскажу, как работаю с абстрактными числами и фактами не в мире читателя.

1 км водоотводных лотков — абстрактное число, с помощью которого застройщики пускают пыль в глаза неподготовленным читателям. Кажется, что если поставишь какое-то внушительное число, то читатель такой сразу: «Ооооо, ничоси! Как много-то этих штук! Круто, молодцы». На самом деле читатель прочитает текст так: «На набережной проложат сколько-то велодорожек, и ещё сколько-то вода-что-то-там лотков».

Чтобы читателю стало понятно, о чём вы пишете, надо самому разобраться, о чём же вы таки пишете. В примере с лотками непонятное число было про 1 км этих лотков. Для начала я загуглила, зачем вообще эти лотки нужны и какие бывают.

Я думала, что водоотводные лотки — это что-то наподобие дренажной системы в газоне. Оказалось, почти: это для стоков с тротуаров и дорог. Ещё лотки используют в подвалах зданий, чтобы при сильных дождях вода не стояла в подвале и не впитывалась в фундамент, а уходила в канализацию. В примере используют лотки для стоков с велодорожек. Отлично, польза понятна: чтобы не было луж. Дальше разбираемся с километром лотков.

Изначально я думала, что лотки будут поперёк, как на тротуарах в Москве. Оказывается, нет: поперёк тротуаров — лотки для слива воды с крыш, через водосточную трубу. Для слива с дорожек лотки укладывают вдоль.

Сначала я посчитала так: у нас есть 1 км лотков и 3 тыс. кв. м велодорожек. Получается, дорожка должна быть тоже в длину 1 км, как и лотки. Тогда её ширина — 3 метра. Но на самом деле это не обязательно. Лотки положат вдоль дорожек только в тех местах, где нет подъёмов и спусков: на ровных участках велодорожки лужи вероятнее, чем на склонах. Значит, смело оставляем 2 км велодорожек, а 1 км [лотков] — убираем: для обычного читателя это всё равно бесполезное число. Теперь у нас есть факты в мире читателя, а не чиновника по тендерной документации:

Было Стало
На набережной проложат почти 3 тыс. кв. м велодорожек, более 1 тыс. м водоотводных лотков На набережной проложат 2 км велодорожек, вдоль них на ровных участках смонтируют водоотводные лотки, чтобы вода не собиралась в лужи, а уходила в канализацию

Конечно, в настоящем мире редактуры расчёты ещё надо утвердить с клиентом: «Правильно ли мы посчитали? Если нет, помогите пересчитать, пожалуйста». Когда я опубликовала пост, ко мне в личку пришёл архитектор Дмитрий Ощепков, который помог переписать текст. Оказалось, что я сначала неправильно поняла устройство лотков. Дмитрий, спасибо!


Подписывайтесь в Телеграме на канал «Биодинамическая редакция», чтобы не пропустить статьи о недвижке и её редактуре.

Более чем

Застройщики и городские власти любят рассказывать, как строят велодорожки:

  • «велосипедный маршрут протяжённостью более чем 3 километра»,
  • «сеть беговых дорожек длиной более 2,5 км»,
  • «на набережной проложат почти 3 тыс. кв. м велодорожек, более 1 тыс. м водоотводных лотков».

Это манипуляция, так писать плохо, и вот почему.

В странах, где велодвижение развито, минимальная ширина велодорожек — 1,5 метра. У нас — это единственно возможная ширина. «А зачем делать больше, если и так сойдёт, по закону проходим», — думают строители и забивают болт сваи в будущее российского велодвижения.

Минимальная и рекомендуемая ширина велодорожек с односторонним и двусторонним движением, по разным странам, метров. Источник: Велики блог

Страна С односторонним С двусторонним
Англия 1,5—2,0 2,0—3,0
Дания 1,7—2,2 2,5—3
США 1,5—2,1 2,4—3,6
Россия 1,5 1,5

Равнодушным строителям помогают пиарщики, когда формируют в сознании читателей идею о том, что у нас строят хорошие велодорожки. 3 км велодорожек — это катастрофически мало. Вжух! — я проезжаю такое расстояние за 6 минут, а ведь я не так уж и гоняю. Я понимаю несчастного пиарщика: ему надо разрекламировать строящийся район или пропиарить какого-нибудь там мэра города. Поэтому они пишут «более чем». Ну правда: 3 км 100 м — это более чем 3 км. Я понимаю, но не поддерживаю таких пиарщиков.

Особо феерическая манипуляция — указывать не длину вело- и беговых дорожек, а площадь, как вы видите в третьем примере. Три тысячи — это звучит как будто много. На самом деле 3000 кв. м — это узкая и короткая велодорожка: в ширину она будет те самые минимальные 1,5 метра, в длину — 2 км. Проедете за 4 минуты, пробежите за 12 минут.

В следующий раз, когда напишете «более чем», остановитесь, удалите эту фразу и напишите правду:

  • «велосипедный маршрут протяжённостью 3 километра»,
  • «беговые дорожки длиной 2,5 км»,
  • «на набережной проложат 2 км велодорожек, вдоль них на ровных участках смонтируют водоотводные лотки, чтобы вода не собиралась в лужи, а уходила в канализацию».



Подписывайтесь в Телеграме на канал «Биодинамическая редакция», чтобы не пропустить статьи о недвижке и её редактуре.

Ищу стажёрку для редактуры в недвижке

Есть редактура, есть недвижка. Вместе — отличный перспективный рынок, на котором ещё пока не все знают и хотят «Биодинамическую редакцию» в качестве редакторов для своих новостроек. Здесь есть деньги, но мне одной не хватает рук, чтобы всё взять. С некоторыми задачами мне помогает Вика Плотаненко, моя первая редакторка, но кроме меня у неё есть и свои проекты, поэтому я не могу занимать её на 100% времени.

Зачем мне стажёрки

Я хочу найти стажёрку, которую бесплатно научу писать о недвижке. Если это будет стажёр — не вопрос, но по моему опыту редактурой девочки занимаются больше мальчиков, поэтому здесь и дальше я использую феминитивы. Сейчас у меня три стажёрки, я ищу четвёртую. Носиться, как курица с яйцом, не буду: дам много материалов для самостоятельного чтения и письменных заданий. Раз в две недели будет двухчасовой скайп с разбором домашек и наиболее типичных ошибок. В скайпе участвуют все стажёрки.

В итоге я хочу взять стажёрку в «Биодинамическую редакцию», чтобы вместе работать с застройщиками. Ещё я хочу, чтобы мои стажёрки поступили в Школу редакторов Дизайн-бюро Артёма Горбунова. Для этого я научу их тому, что знаю сама о редактуре, и помогу с подготовкой, как мы это сделали в своё время с Викой.

Зачем редакторке знать недвижку

Если редакторка шарит в недвижке, она быстрее может стартовать с новым застройщиком, ей не надо понимать специфику — она её и так знает. РНС, ПД, РНВ, МОПы, МАФы и прочие штуки уже не кажутся ужасом. Так мы оперативнее и круче работаем, чем те редакторы, которые недвижки не знают.

Зачем застройщику редакторки

Редакторки застройщикам нужны: мы помогаем им общаться на нормальном языке с их клиентами. Когда мы по-человечески объясняем людям, что строит застройщик и как это купить, у покупателя меньше страхов и рисков, а понимания — больше. Так мы помогаем обычным людям купить квартиру и не влететь на деньги. В то же время у застройщиков меньше расторжений договоров, потому что клиенты чётко понимают, что берут.

Зачем нам застройщики

Если мы работаем с нормальными застройщиками, а не с теми, которые застраивают всё домами-хуями, то мы помогаем хорошим ребятам зарабатывать и лучше себя чувствовать на рынке. Они будут строить больше красивых районов-кварталов, а мы получим приятную городскую среду. Поэтому мне нравится работать с А101. Ещё я бы хотела писать для «Онли Фили» и ЮИТа, потому что мне нравятся подходы, которые они используют: дворы без машин, красивые фасады, продуманные планировки.

Зачем делать команду редакторок в недвижке

Я хочу, чтобы в итоге у нас получился этакий спецназ в сфере недвижимости. Сейчас только узкий круг коллег-редакторов знает: если надо писать о недвижке — это к Троицкой. Я хочу, чтобы и застройщики в итоге осознавали: если надо писать о недвижке — это в «Биодинамическую редакцию».

Зачем учить редактуре и недвижке других

Я прекрасно понимаю, что не все могут пойти до конца (хотя до какого? его, наверное, не существует, и учиться можно вечно). Кому-то захочется уйти писать о красоте в глянцевые журналы, кто-то будет развивать свой офлайновый проект и забросит недвигу. С помощью стажёрок я хочу сделать систему обучения редактуре в недвижке, чтобы снизить порог входа в профессию.

Делиться знаниями — очень хорошо. Когда мы учим кого-то, мы сами растём. Лучше структурируем свои знания, а ещё приобретаем новое от учеников. И ещё это отличная турбина под хвостом: когда ты понимаешь, что за тобой команда, которая растёт, то ты не можешь остановиться сам, расслабиться и не расти.

Пока что я не знаю, как определить, что редакторка готова к коммерческим проектам. Но я хочу побыстрее привлекать стажёрок к настоящей работе, потому что сама всё писать не могу и не хочу :—) Я думаю, что за несколько письменных домашек стажёрка научится писать лучше, чем большинство пиарщиц новостроек. То есть это уже можно будет редактировать и сдавать клиенту. Если у вас есть идеи и соображения об этом, пожалуйста, напишите мне по почте или в личку в Телеграме.

Требования к стажёрке

Внимательно изучите советы: maximilyahov.ru/soviet.
Не откликайтесь на вакансию с помощью формального резюме. Резюме не рассматриваются, только рассказы о себе в свободной форме.
Ознакомьтесь с рекомендациями из блога Максима Ильяхова.

Тестовое задание

Расскажите о себе. Рассказ опубликуйте в гугл-документе, откройте для просмотра и пришлите мне ссылку на nika@happy-marketing.ru с темой «Биодинамическая учёба» до 13 августа. Всем ответить не смогу, но если мне понравится ваш рассказ, я напишу вам между 14 и 20 августа и предложу созвониться по скайпу.

Дизайнерская отделка подъездов

«Дизайнерская отделка подъездов» — штамп: каждый застройщик рассказывает о дизайнерской отделке. Эта фраза неинформативная по объективной причине. Часто внешний вид подъездов придумывают сильно потом, в середине стройки. До этого времени рекламщикам даже и опереться не на что и показать рендеры невозможно — никто не знает, как будет внутри. Но так как дизайн подъездов придумает именно дизайнер, а не архитектор, то рекламщики честно сообщают нам о дизайнерской отделке подъездов. Потому этот штамп так хорошо прижился.

Если надо рассказать об отделке, которой ещё не существует даже в рендерах, попросите у руководителя проекта или у архитекторов картинки, которыми они вдохновляются. Обычно застройщики собирают изображения, чтобы использовать их в качестве, прости господи, референсов. Эти референсы они включают в ТЗ на дизайн подъездов.

Соберите эти картинки, проанализируйте их. Возможно, какие-то факты вы сможете рассказать о подъездах уже сейчас и без использования штампов:

  • Мы делаем в подъездах отделку в скандинавском стиле. Стены покрасим, на пол положим плитку. Двери в подъезд сделаем стеклянными, чтобы в холле и у лифта было больше света.
  • Сделаем в подъездах отделку в духе неоклассицизма: пол отделаем мрамором, в холле повесим зеркала в пышных рамах, вход в лифт обрамим стилизованными полуколоннами. Вместо обычных ламп на каждом этаже повесим люстры.


Этот пост был в нашем канале в Телеграме 28 февраля. Подписывайтесь на канал Биодинамической редакции, чтобы не пропустить примеры редактуры текста о недвижке.

Ранее Ctrl + ↓